Фонд – региональный оператор и недобросовестные подрядчики

  • 22 мая 2020 г.
  • без категории
  • 21

 

В Региональный центр НП «ЖКХ-контроль» в Санкт-Петербурге обратились собственники помещений дома № 26, корп.1, литера А по пр. Косыгина и председатель ТСЖ «ЖСК-1250» Ланцова А. И., по вопросу проведения в настоящее время работ капитального ремонта крыши.

В апреле 2020 года ООО «РемСтройГарант» (далее – Подрядчик) по договору №7-42/А/КР/2020, заключенному между Подрядчиком и НО «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Региональный оператор), приступило к выполнению работ.

21 мая руководитель Санкт-Петербургского РЦОК НП «ЖКХ Контроль» Бредец А.В. приняла решение о проведении выездной консультации с соблюдением мер действующих в Санкт-Петербурге по профилактики распространения коронавирусной инфекции.

В ходе осмотра объекта капитального ремонта Бредец А.В. напомнила, что работы должны производиться в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, нормативных и методических документов, а также в соответствии с проектом производства работ, утвержденным генеральным директором Подрядчика (далее – Проект).

Вместе с тем, специалисты ТСЖ «ЖСК-1250», осуществляющего управление многоквартирным домом (МКД), а также представитель Регионального оператора в ходе осмотров неоднократно выявляли различные нарушения Подрядчиком, что зафиксировано соответствующим актами осмотра, в том числе: актами осмотра 27 апреля, 11 мая и 13 мая 2020 года.

Уже на этапах огрунтовки основания крыши битумным праймером и укладки первого слоя наплавляемой кровли было видно (подтверждено фотофиксацией), что качество работ по капитальному ремонту крыши неудовлетворительное – покрытие имеет множество повреждений, во многих местах материал наплавляемой кровли не прилегает вплотную к основанию крыши, имеются многочисленные пузыри, меняющие свой размер/объем в зависимости от температуры наружного воздуха, на всей площади поверхности крыши (факт подтвержден актом, составленным с участием представителя Регионального оператора). Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии нарушений технологии производства работ, о неудовлетворительном техническом состоянии вновь устраиваемой кровли, о возможной недолговечности ее эксплуатации.

Подрядчик проводит работы с многочисленными нарушениями, в том числе, но не ограничиваясь этим:

1. 24 апреля 2020 года произошло проникновение атмосферных осадков (дождя) через открытую захватку крыши МКД, в результате чего было залито водой две квартиры верхнего этажа МКД и повреждено имущество собственников указанных квартир. Проникновение воды через перекрытия произошло по причине нарушения Подрядчиком пункта 3.2.4 Проекта («Фронт работ в плане делят на захватки, а захватки на делянки. Производство работ на делянке выполняют в течение одного дня во избежание случаев проникновения атмосферных осадков через перекрытия. При производстве работ необходимо предусмотреть использование укрывного материала…») и пункта 3.6 Проекта («Для защиты крыши от атмосферных осадков в период проведения ремонтных работ устанавливается защитное сооружение с использованием укрывного материала…»). В нарушение приведенных положений, а также пункта 3.2.2 Проекта («Работу выполняют в одну смену в летних условиях в светлое время суток») 24 апреля 2020 года Подрядчик:

- производит раскрытие крыши значительными по площади фрагментами, что единовременно лишает защиты от осадков и других погодных явлений недопустимо большую площадь поверхности МКД;

- не обеспечил использование укрывного материала (наличие материала обеспечено, но его использование не производится!);

- работы выполняются в несколько смен, в том числе в вечернее время суток. Дождь беспрепятственно проникает через вскрытый и не защищенный укрывным материалом участок кровли. При этом во время протечки воды через открытую захватку крыши рабочие Подрядчика находились на рабочих местах, но не предпринимали никаких действий по предотвращению проникновения воды в помещения МКД через вскрытый участок кровли.

2. Подготовка основания для укладки нового покрытия наплавляемой кровли из рулонного материала производится ненадлежащим образом, с многочисленными нарушениями строительных норм и правил и всего технологического процесса производства работ, а именно:

- поврежденные (расколотые при демонтажных работах), деформированные (оторванные и отслоившиеся от бетонного основания плиты перекрытия) элементы цементно-песчаной стяжки (водоотводы, разуклонки, подливки, стыки плит перекрытий) бетонного основания кровли, выявленные при демонтажных работах в процессе снятия старой мягкой кровли, разбираются и демонтируются не в полном объеме;

- выявленные многочисленные участки намокания плиты перекрытия (в связи с изношенностью и деформацией старого защитного покрытия кровли), имеющие недопустимо высокую с точки зрения технологии работ влажность, не просушиваются и не проветриваются до нормативных показателей (необходимые средства измерения – такие, как влагомер – при производстве работ не применяются).

В результате битумный праймер наносится на влажную поверхность бетонного основания, имеющего к тому же вкрапления поврежденных и деформированных элементов, что является грубым нарушением технологического процесса производства работ по капремонту наплавляемой кровли

3. При обустройстве бетонных подливок, разуклонок, стяжек указанные конструкции не просушиваются надлежащим образом (не менее 2 суток), все выполненные бетонные конструкции просушиваются в ускоренном режиме газовыми горелками, что грубо нарушает технологию бетонных работ, поскольку влага должна удаляться из бетонных растворов не за счет ее выпаривания, а за счет химической реакции по образованию кристаллогидратов. Применяемый при ремонте крыши порядок выполнения работ приводит к повышенной хрупкости, отсутствию прочности бетонных элементов, сооруженных исполнителями работ.

Вместе с тем, пунктом 3.2.12 Проекта предусмотрено, что песчано-цементную стяжку огрунтовывают битумным праймером только после набора прочности, чего по факту не происходит.

Кроме пункта 3.2.12 Проекта, Подрядчик нарушает пункты 3.2.13 («К началу устройства покрытия кровли необходимо провести контроль качества основания…») и 3.2.20 («Устройство каждого элемента крыши следует выполнять после проверки правильности выполнения соответствующего нижележащего элемента с составлением акта освидетельствования скрытых работ…»).

ТСЖ «ЖСК-1250», являющееся организацией, эксплуатирующей МКД, в составлении актов приемки скрытых работ не участвовало, никаких актов с Подрядчиком не составляло и не подписывало.

4. Битумный праймер, наносимый на основание крыши перед укладкой первого слоя кровельного покрытия:

- разбавляется большим количеством растворителя «уайт-спирит», что приводит к недопустимо низкой концентрации вяжущих и герметизирующих веществ. Фактически применяемый раствор не является битумным праймером, не обеспечивает надлежащее соединение наплавляемой кровли с бетонным основанием (плиты перекрытия), не обеспечивает герметичности и устойчивого положения покрытия. Применение битумного праймера, предварительно разбавленного до жидкого, чрезмерно текучего состояния (создание недопустимо низкой вязкости) не соответствует требованиям, установленным в разделе «Способ применения» паспорта на материал «праймер»;

- не просушивается и не выдерживается положенное время (не менее 4 часов), а сушится газовой горелкой (тем самым вместо просушивания осуществляется сжигание

материала, что приводит к ликвидации его полезных свойств и лишает смысла его использование в принципе), что является грубым нарушением технологии устройства кровли из наплавляемого материала.

5. Производство работ начато с нижних уровней кровли, в этом случае при дальнейшем производстве работ на кровле лифтовых шахт, которые расположены на более высоком уровне по отношению к основной кровле, мусор, куски демонтированного кровельного железа и другие предметы сбрасываются на уже покрытые первым слоем нижние участки кровли, повреждая их.

6. На уже покрытых первым слоем покрытия участках крыши размещаются тяжелые объекты (например, газовые баллоны), которые своим весом создают углубления в нагретом солнцем покрытии, перемещение этих объектов волоком создает борозды и колеи. Кроме того, на уже покрытых первым слоем покрытия участках крыши имеется много мелких металлических отходов – гвозди, саморезы, обломки различного рода металлических изделий, прямо по которым ходят рабочие, производящие работы по капремонту крыши. При прохождении человека по мелким металлическим элементам, находящимся на мягком разогретом солнцем покрытии, указанные металлические элементы вдавливаются в покрытие, повреждая его, образуя вмятины, проколы и разрезы. Последствия такого положения дел – множественные повреждения и неровности первого слоя покрытия крыши, что делает наличие этого первого слоя в принципе бесполезным.

7. Имеются многочисленные нарушения техники безопасности и правил охраны труда:

7.1. У работников отсутствуют страховочные ремни и пояса;

7.2. Лесов, передвижных вышек или иного специализированного оборудования для передвижения персонала между элементами, расположенными на разной высоте, не имеется;

7.3. Специализированные стойки/ящики для газовых баллонов не используются, баллоны с газом разбросаны по крыше, без каких-либо креплений и укрытий.

8. Во время выполнения работ на крыше отсутствуют ответственные лица – нет ни бригадиров, ни прорабов, ни начальников участков. Работники плохо понимают, где они находятся и какие работы производят, что-либо пояснить или предоставить какие-либо документы они не смогли, часть работников по внешним признакам и по сильному иностранному акценту не являются гражданами России, плохо понимают русский язык, не понимают вопросов и обращений и не могут выразить каких-либо своих мыслей. Плохое знание русского языка делает обоснованным предположение об отсутствии у указанных рабочих необходимых квалификационных удостоверений, получение которых возможно только по итогам соответствующих экзаменов, проводимых именно на русском языке.

Таким образом, Подрядчик нарушает пункт 4.1.1 Проекта («Контроль качества основания под укладку кровельных материалов возлагается на мастера или бригадира») и ряд требований пункта 5 Проекта («Требования к охране труда и технике безопасности»).

9. При осмотре 13 мая 2020 года специалистом Регионального оператора устройства первого слоя гидроизоляционного покрытия крыши МКД дополнительно выявлен ряд нарушений:

9.1. Не убран старый гидроизоляционный материал;

9.2. Имеются воздушные пузыри в больших количествах;

9.3. Не выполнено устройство примыканий гидроизоляции к вентиляционным шахтам;

9.4. В нескольких местах имеется отслоение уклонообразующей стяжки;

9.5. Присутствуют нарушения целостности гидроизоляционного слоя (прожоги);

9.6. Крыша МКД и крыши технических этажей не подготовлены и не выровнены надлежащим образом, не сделаны разуклонки, обеспечивающие отвод воды во внутренние водоприемные воронки ливнестока. В результате на основной крыше МКД и на крышах технических этажей имеются многочисленные ямы, заполненные водой.

Все перечисленные нарушения недопустимы, качество произведенных работ не может быть признано надлежащим, а сами работы не должны приниматься Региональным оператором у Подрядчика.

Дополнительно обращаем внимание на следующие обстоятельства:

1) В соответствии с пунктами 3.2.42 и 3.2.43 Положения о Жилищном комитете, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 175, осуществляет следующие виды регионального государственного контроля:

- Контроль за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям. Порядок осуществления контроля за соответствием деятельности регионального оператора установленным требованиям утвержден Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.03.2015 № 286. Административный регламент исполнения Жилищным комитетом государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности регионального оператора утвержден распоряжением Жилищного комитета от 18.10.2016 № 1657-р;

- Контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, на счете регионального оператора либо находящихся на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор, и обеспечением сохранности этих средств (далее – контроль за целевым расходованием денежных средств фонда капитального ремонта). Порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, на счете регионального оператора либо находящихся на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор, и обеспечением сохранности этих средств утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.03.2015 № 286.

В рассматриваемом случае имеет место нецелевое расходование денежных средств фонда капитального ремонта, поскольку денежные средства тратятся на некачественные, бесполезные (и даже вредные!) работы, которые приведут к созданию вместо отвечающей установленным требованиям крыши некого временного покрытия МКД, срок эксплуатации которого будет ничтожно мал.

Некачественно проведенный капитальный ремонт не только свидетельствует о недостаточном контроле со стороны Жилищного комитета, но и учитывая то обстоятельство, что учредителем Регионального оператора является орган государственной власти Санкт-Петербурга, создает у граждан мнение о ненадлежащем качестве работы органов государственной власти в целом и наносит ущерб репутации государственной власти.

2) Капитальный ремонт крыши МКД частично финансируется за счет взносов собственников помещений указанного дома, частично – за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. В случае отказа от реализации мероприятий, направленных на долговечность результатов капитального ремонта, указанные затраты будут осуществлены неэффективно, расходы будут необоснованными, не имеющими никакого смысла в долгосрочной перспективе.

Перечисленные негативные последствия ненадлежащего исполнения Подрядчиком своих обязанностей представляются недопустимыми.

Подрядчик обязан демонтировать все уже обустроенные элементы и выполнить все работы заново с надлежащим качеством.

Руководителем РЦОК НП «ЖКХ Контроль» незамедлительно будут сделаны обращения, с целью принять меры для обеспечения совместного контроля проведения Подрядчиком капитального ремонта крыши МКД со стороны Регионального оператора, Жилищного комитета и НП «ЖКХ-контроль».

Пресс-служба Санкт-Петербургской РОО

«Объединение Советов многоквартирных домов»

(РЦОК НП «ЖКХ Контроль»)