Внесено 5 000 изменений в Кодекс АП РФ

  • 16 июля 2019 г.
  • без категории
  • 55

Законодательство РФ постоянно меняется: в нормативно-правовые акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Но в 2019 году законодатели решили пойти дальше: по поручению Д. А. Медведева готовится новая концепция Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ), которая должна актуализировать и улучшить Кодекс.

В марте 2019 года на заседании Правительства РФ Д.А. Медведев поручил Министерству юстиции РФ и Минэкономразвития РФ подготовить новую концепцию для КоАП РФ. Члены созданной межведомственной рабочей группы поделились первыми итогами своей деятельности.

Кодекс об административных правонарушениях был принят в 2002 году, и за этот период в него было внесено около 5 000 изменений. При этом актуализация статей КоАП РФ происходит постоянно. Иногда эти изменения касаются управляющих организаций.

Так, 29 марта 2019 года в силу вступил № 26-ФЗ, который дополнил ст. 14.1.3 КоАП РФ частью о наказаниях за грубое нарушение УО лицензионных требований. Федеральный закон от 26.07.2017 № 209-ФЗ внёс поправки в ст. ст. 23.48 и 23.55 КоАП РФ и расширил полномочия органов ГЖН. Сейчас Минстрой РФ работает над поправками в КоАП РФ в части ужесточения наказаний за нарушения в сфере обращения с отходами.

Спектр статей КоАП РФ, по которым штрафуют управляющие организации, достаточно большой:

Поэтому изменения в концепции КоАП РФ напрямую могут коснуться и управляющих организаций. Новая концепция будет внесена на рассмотрение Правительства РФ уже в июне. Рассказываем об основных изменениях, которые, по словам членов рабочей группы, планируется внести в Кодекс.

Кодекс должен не только карать, но и предупреждать нарушения.

Рабочая группа ставит перед собой и другую цель. Новый Кодекс должен обеспечить не только неукоснительное исполнение требований законодательства, исполнения предписаний и соблюдение запретов, но и предотвращение правонарушений.

Как отмечают работающие над новым КоАП РФ специалисты, необходимо, чтобы Кодекс эффективно выполнял не только карательную, но и превентивную функцию – предупреждал нарушения.

При этом по каким-то статьям, возможно, произойдёт смягчение наказания и добавление к штрафу иных мер воздействия на правонарушителя. Также в концепции нового Кодекса будет исключена возможность назначения более одного наказания за однородные правонарушения.

Чётко разграничить полномочия центральной и региональной властей.

Отдельно члены межведомственной рабочей группы говорят о внесении изменений в КоАП РФ, которые бы чётко разграничили полномочия центральной и региональных властей и муниципалитетов.

Субъекты РФ сегодня имеют право принимать на своём уровне законы об административной ответственности. Правда, в каких сферах – нигде не обозначено, что часто приводит к неопредёленности и даже прямым противоречиям региональных кодексов федеральному законодательству.

Так, для управляющих организаций (УО)  актуальна тема региональных нормативно-правовых актов о благоустройстве территорий. Такие акты принимаются на уровне муниципалитетов, и ответственность за их нарушение устанавливается на региональном уровне. Но поскольку муниципальные правила благоустройства, как правило, это компиляция требований федерального законодательства, то они не могут выступать законной основой для установления административной ответственности.

За нарушение санитарно-эпидемиологических, технических, градостроительных, земельных, экологических и иных федеральных требований ответственность предусмотрена КоАП РФ, а не локальными актами. Эти противоречия приводят тому, что суды признают неправомерным привлечение к ответственности по статьям административных кодексов регионов.

В новой концепции КоАП РФ должны появиться чёткие правила и разграничения полномочий центра и региональных властей, определены сферы, в которых на уровне субъектов РФ могут приниматься локальные акты об административной ответственности.

Сроки давности привлечения к административной ответственности необходимо увеличить.

Ещё одно важное для УО и ТСЖ изменение, которое планируется внести в КоАП РФ, касается сроков давности привлечения к административной ответственности. Сейчас он составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения или три месяца – по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьёй (ст. 4.5 КоАП РФ).

Члены межведомственной группы отмечают, что 2–3 месяца слишком мало для совершения всех необходимых процедур. Если уведомление нарушителя о составлении протокола об административном правонарушении направляется по почте, то процесс может занять около месяца, особенно в случае, если письмо вернётся назад. На месяц может затянуться срок рассмотрения дела мировым судьёй.

В новой концепции КоАП РФ предлагается увеличить срок давности до шести месяцев в общем случае, а по ряду статей будут применяться сроки давности до нескольких лет.

Пресс-служба Санкт-Петербургской РОО

«Объединение Советов многоквартирных домов»

 по материалам О.Шевлягиной,

редактора интернет-издания «РосКвартал»