Стратегии развития ЖКХ в России ещё нет, а её обсуждение уже началось

  • 24 мая 2019 г.
  • без категории
  • 52

Ассоциация строителей России «Строительство» на своём сайте (dom.iastr.ru/zhkh/3186-zachem-reshat-problemy-zhkh) разместила статью Владимира Гурвича «Зачем решать проблемы ЖКХ, если можно написать ее Стратегию развития».

Санкт-Петербургская РОО  «Объединение Советов многоквартирных домов» (РЦОК НП «ЖКХ-Контроль») не во всём соглашается с тем, что опубликовано в статье, но вместе с тем, в ней есть и нужные, и интересные предложения. Время и работа над «Стратегией» покажет и всё разложит по полочкам, поэтому мы и решили разместить на нашем сайте данный материал, с изъятиями второстепенных несущественных моментов:

«После того, как Минстрой приступил к работе над Стратегией развития строительной отрасли, наступил черед и ЖКХ – оно тоже получит свою Стратегию.  

Традиционно ЖКХ является одним из самых проблемных секторов российской экономики. Все последние годы власть пыталась как-то изменить ситуацию.  Но, несмотря на отдельные подвижки, в целом положение улучшилось не слишком сильно.  Об этом свидетельствует массовое недовольство населения коммунальным хозяйством. Что делать в таком случае? На этот раз ответ предлагается радикальный и всеобъемлющий:  принято решение о создании Стратегии развития жилищно-коммунального комплекса России до 2035 года.

Чтобы знать, куда идти.

Как поясняет Светлана Никонова, советник министра строительства и ЖКХ, Стратегия планируется как документ, который включает все основные сферы коммунального хозяйства. При этом учитывается специфика каждого его сектора. Поэтому Стратегия будет состоять из целого ряда блоков или направлений: это теплоснабжение, водоснабжение  и водоотведение, управление жилищным фондом и жилищными сервисами. Важная ее часть будет посвящена нормативному регулированию, системе ценообразования и формированию тарифов, из чего они складываются и как увязаны друг с другом.

В качестве базового элемента всего документа станет инвестиционный блок. Его задача повышение инвестиционной привлекательности отрасли. А это в свою очередь потянет за собой и все остальное.

По словам  Светланы Никоновой, чтобы Стратегия не оказалась голословной, каждый ее сегмент будет включать ключевые показатели, на который он должен выйти к 2035 году одновременно с промежуточными итогами.  

Важная задача для экспертов – определить магистральные пути развития ЖКХ и способы движения по ним. Если это  случится, то многие проблемы и вопросы, над которыми сегодня бьется отрасль, либо утратят свою актуальность, либо отпадут совсем. Поэтому главная цель на первоначальном этапе - правильно расставить приоритеты.  Это не просто сделать в силу того, что сегодня не существует целостной отраслевой базы показателей. Ее только предстоит создать.

При этом,  указывает Светлана Никонова, характер Стратегии будет во многом зависит от приоритетов жилищной политики государства. Один вид ЖКХ нужен при преимущественном развитии сектора ИЖС, другой – при доминировании многоэтажного домостроения.

По мнению советника министра, Стратегия необходима для того, чтобы знать, каким путем следует идти, какие добиваться цели. Иначе будем блуждать в потемках.  

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги.

Сегодня ЖКХ – это запутанный клубок проблем и противоречий.  И найти выход из этого лабиринта создателям Стратегии будет не просто.

По словам заместителя губернатора Тюменской области Вячеслава Вахрина, Стратегия предполагает стройную систему взгляда на отрасль, но сегодня ничего подобного не существует. Зато количество различных нестыковок более чем достаточно. Таких примеров можно приводить долго.

УК (управляющие организации – пресс-служба РОО) получают лицензии на выполнении одних видов деятельности, а лишают их за другие. Поэтому в целом лицензирование не принесло положительных результатов. УК стали заложниками непоследовательной политики государства, они отвечают за имущество, а денег на его содержание в нужном объеме не получают. Это приводит к большим негативным последствиям, перекрестному субсидированию всего коммунального хозяйства. Одни платят за других, а отвечают по сути дела третьи.

Никто доподлинно не знает, кто и за что отвечает. Не понятно, кому принадлежат приборы учета, а ведь от этого многое зависит. В первую очередь нормативы потребления ресурсов, но как их считать, до конца не ясно, методик подсчета нет.

Такая ситуация  приводит к большим перекосам. В последние годы в сознание людей активно внедряется идея раздельного сбора мусора.  Но не очень учитывается тот факт, что подобная  система дороже привычной. Вот и возникает вопрос: а верно ли определены в данной сфере приоритеты?

Постоянно твердим о том, что ЖКХ очень нужны инвестиции. Но они не придут, пока у нас все лимитировано, считает Вячеслав Вахреев. Концессионер имеет крайне ограниченные права, что  уничтожает у него стимулы вкладывать в управляемое им предприятие средства.

С одной стороны действует система ограничения роста тарифов за услуги,  что вынуждает государство дотировать отрасль. А с другой, – у нас все под одну гребенку, мы субсидируем и богатых, способных  за себя платить, и бедных, и тех, кто экономит, рачительно относится к своему имуществу,  и тех, кому на все наплевать.

В ЖКХ появляется много инициатив, но они редко приносят пользу, так как невозможно изменить ни одно правило.  

В розовых очках.

Инициаторы разработки Стратегии развития ЖКХ уверенны, что она даст новый импульс отрасли, решит стоящие перед ней проблемы. Но есть большая опасность запутаться в существующих противоречиях.

Директор АНП «НЖК» Татьяна Вепрецкая полагает, что прежде чем определять ключевые показатели Стратегии, нужно выяснить, а что с точки зрения потребителей услуг ЖКХ является комфортным проживанием. У чиновников и населения может быть разные представления об этом вопросе. Есть отработанные в мире механизмы, но в России они слабо используются,  в том числе по причине мешающего это делать законодательства.  

Например, у нас сегодня делается ставка на капремонт. Но в мире распространена другая практика, регулярно проводить так называемый планово-предупредительный ремонт. Тогда и капитальный ремонт либо обойдется дешевле, либо вообще не понадобится, по крайней мере, его сроки вполне могут быть продлены.

В России законодательно   запрещена приватизация систем водоснабжения и водоотведения. Но в таком случае невозможно привлечь в эту сферу частный капитал.

По мнению Александра Пироженко, Директора по развитию приоритетных программ Агентства стратегических инициатив, написание Стратегии – задача колоссальной сложности. Нерешаемые годами проблемы по цепочки порождают другие проблемы, есть реальная опасность запутаться в них, как в таежном лесу. В такой ситуации крайне важно выделить конкретные реальные цели и их показатели. Только в этом случае появляется шанс получить рабочий документ.

Эти опасения весьма актуальны. Стратегии развития ЖКХ уже создавалась, но оказалась недееспособной и тихо легла на полку. И нельзя исключить, что и новый ее вариант может постигнуть сходная участь. К тому же весьма настораживает чересчур большой временной размах. В наше динамичную эпоху крайне трудно предугадать, что будет с миром через 15 лет, да и какой будет России в 2035 году. Однако, судя по всему, стратегов из Минстроя это обстоятельство не слишком смущает, они уверенны, что способны предвидеть, как будет развиваться все это время, по крайней мере, жилищно-коммунальный комплекс России.  …

Бюрократический взгляд и подход у нас приобретает все более глобальный характер. Не случайно один из задействованных в проекте экспертов заметил, что в документе почти не уделяется внимание тому, что хочет потребитель, какие услуги, в каком количестве и в какой форме желает получать. Возможно, с этого и следует начинать разработку очередной программы вывода ЖКХ из затяжного кризиса.

Предварительный вариант Стратегии развития ЖКХ должен быть получен к 1 ноябрю текущего года. После чего он уйдет для изучения в правительство. Нам же пока остается гадать, что получится из этой затеи на этот раз».

 

Пресс-служба Санкт-Петербургской РОО

 «Объединение Советов многоквартирных домов»

(РЦОК НП «ЖКХ-Контроль»)